Ночь. Улица. Фонарь. Депрессия.
Ночь. Улица. Фонарь. Депрессия.

Мы, люди, предрасположены к депрессии. Истоки этого заложены в самой природе нашей психики. Давайте посмотрим, как действуют эти алгоритмы, и разберем их на примере прекрасного стихотворения.

Природа депрессии
Детеныши млекопитающих не должны терять кормилицу-мать. Иначе смерть неизбежна. У них, потерявших маму, быстро нарастает паника. Это чувство предупреждает их, что родителя нужно срочно найти и вернуть. Малыш пищит и зовет маму, сильно страдая от разлуки. Если его поиски безуспешны, страдания усугубляются. Чтобы защититься от непереносимого ужаса, детеныш впадает в ступор. Переживания «выключаются», активность замирает.

Подобное может случиться и с человеком. Потеря любимого, крайне важного человека, заставляет почувствовать себя беззащитным в этом огромном мире. Переживание утраты того, кто защищал, поддерживал и был опорой может длиться так долго, что превратится в нескончаемое горе. Потом начинается стадия замирания — совсем как у того детеныша. И депрессия.

Литературный образ депрессии
Не всякая депрессия начинается со смерти близкого, расставания или предательства любимого человека. Но все эти события приводят к ощущению утраты. Если это чувство будет долгим и глубоким, оно способно вызвать депрессию. Ощущение утраты возникает не только тогда, когда от нас уходят реальные люди. Потеря может случиться глубоко внутри, в «душевной» жизни. То есть вроде бы все живы, но развивается стойкое чувство беспомощности и одиночества.

«По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят». Вот так героиня Беллы Ахмадулиной воспринимает тот самый уход, который вызвал у нее чувство потери.

«О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным…»


Автор рисует нам картину переживания той самой депрессии, когда потеряны образы близких. «Со мной никого нет. Я один» — так видит мир депрессивный человек. При этом часто и сам не понимает, кого именно потерял.

«Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и — мудрая — я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.


И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты…»


Героиня Ахмадулиной нашла свои опоры, соединившись с «мудростью библиотек» и «строгими мотивами» концертов. Опоры эти — в принятии своей природы, природы человека... природы жизни. Принятие дает и знание, и печаль. Оно позволяет заново обрести любимые образы друзей.

«И вот тогда — из слез, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова».


Друзья «растворяются», потому что в прошлое нельзя вернуться. Машину времени пока не придумали. Но там, в прошлом, — это прекрасные друзья. Воспоминания о них светлые. Опоры найдены.

И что с этим делать?
Человеку с депрессией может быть настолько плохо, что он не может нормально спать, есть, работать и заботиться о близких. В такой ситуации стоит обратиться к врачу для подбора медикаментозной поддержки. Препараты не решат проблему, но помогут прийти в себя и вернуться к жизни.

Следующий шаг — разобраться, что делать дальше. Источник душевного страдания никуда не делся. Ощущение утраты, тоски и глубокого одиночества — тоже. Все эти страдания — послание, которое отправляет нам наша психика. В этом письме — призыв разобраться с собственной жизнью. Двигаться дальше невозможно, если потеряны защитные фигуры и смыслы. Куда идти и зачем? Непонятно. Для этого и дается чувство беспомощности. Чтобы разобрать внутри себя переживания и разложить их по полочкам. Чтобы отпустить пустые надежды и избавиться от иллюзий. И чтобы наконец примириться с реальностью и заново продумать дальнейший путь.

И вот тут здорово поможет поддержка психолога.
Made on
Tilda