Интегративная психология

Что такое «интегративный подход по методу Ричарда Эрскина»?

Это сравнительно новый метод глубокой психологической работы с личностью человека на основе транзактного анализа, гештальт-терапии, психоаналитического подхода и ряда других.

Метод универсальный. Подходит для проработки любых жизненных проблем и сложностей у психически здоровых людей: проблем во взаимоотношениях на работе, в семье, с детьми и родителями, сложностей с реализацией себя в жизни, ощущения одиночества, покинутости, низкой самооценки.

Выявляются и «пролечиваются» значимые тяжелые эпизоды в жизни. В результате человек заново реконструирует свою историю, понимает более полно, что и как происходило в прошлом. Осознает, какие последствия для настоящей и будущей жизни имели прошлые обиды, травмы, утраты и переживания. Воссоздает во всем многообразии, каковы были его отношения со значимыми людьми и завершает ранее незаконченные внутренние диалоги и конфликты с ними. Осознает, какие решения он принял в своем прошлом, и как эти решения влияют на его жизнь сегодня. Человек дает себе ответы на вопросы «Кто я», «Чего я хочу в жизни», «Как я стал тем, кем являюсь», «Что я хочу изменить в своей жизни и что хочу в результате».

Теория использует концепцию личности Взрослый-Родитель-Ребенок, концепцию жизненного сценария и ранних решений, которые определяют дальнейшую судьбу человека. Таким образом, психолог в каждый момент времени точно знает, с какой частью личности он работает, какую информацию ему вместе с человеком необходимо получить, какие изменения нужно сделать для работы.

Кабинет психолога. Место для игр и работы с внутренним Ребенком

Особым преимуществом метода является использование консультантом техники настроенности на человека, которая позволяет создать атмосферу безопасности и принятия, в которой человек может себе позволить чувствовать то, что обычно он прячет в себе, понимать себя, признавать себя, видеть свою собственную ценность. В условиях такого бережного и уважительного контакта человек получает ресурс для изменений, поскольку сопротивление в таком настроенном бережном контакте становится ненужным. Появляется возможность по-другому понять события своей жизни, прожить и выразить чувства, скрываемые от самого себя, и освободиться от них. Меняются ощущения в теле, после того как человек замечает свои прежние зажимы, приходит осознание их связи с чувствами. Человек восстанавливает утраченное понимание своих чувств, смысла своих поступков. История жизни становится понятной и логически объяснимой.

Каждый человек живет во многом под действием многочисленных решений, сделанных в детстве, когда он был ребенком. Ребенок еще мало что понимает о реальности, чтобы принимать решения о том, как будет складываться его жизнь… Но у детского мышления есть особенности, оно сильно отличается от мышления взрослых людей. Дети мыслят обобщениями, в детских заключениях много магического, волшебного. Так как ребенок интуитивно понимает, что без помощи взрослых ему не справиться и не выжить, то в своих фантазиях он опасается ужасных катастроф на грани жизни и смерти. Он как умеет объясняет себе события жизни и принимает решения, как он будет с ними справляться.

Подход предполагает от психолога признание ценности личности. Выстраивается контакт, в котором человек ощущает важность каждого эпизода своей жизни, понимает, в чем был изначальный смысл его решений и действий. Потому что каждое действие, каждый элемент сегодняшнего поведения когда-то родился и был найден как приспособление к условиям прошлых отношений и прошлой жизни. Лишь поняв эту связь, поняв, как образовалось это приспособление, и в чем его суть, как оно помогало, можно сегодня его «отпустить» и найти способы действовать по-другому.

Все в работе психолога в интегративном подходе нацелено на создание атмосферы бережности и понимания для человека. В этом подходе отказались от критики, редко используют конфронтации. Важно, чтобы человеку не нужно было защищаться. Тогда в ощущении, что его принимают, что он важен, человек может меняться. Детально проработаны техники работы, т.е. то, КАК создавать пространство, в котором у человека могут и будут происходить открытия, осознания и новые решения.

В итоге работы человек понимает и принимает себя, свои желания и чувства. Приходит к гармонии своей личности, интегрируя чувства с ощущениями тела, с мыслями, которые приходят в сознание при проживании чувств, с действиями, которые он совершает в результате всего этого комплекса переживаний.

Психолог в процессе глубокой бережной работы помогает человеку узнать себя, принять и полюбить себя, принять решения об изменениях, которые человек хочет, и дает поддержку эти изменения осуществить.