Люди без интуиции и логики, или почему не нужно врать детям

Интуиция… такое знакомое слово. Интуицией мы пользуемся, когда не хватает фактов для принятия решения. Например, «считываем» других людей. Логика – это выводы, основанные на четких данных. И то и другое формируется в детстве. От того как мы, родители, поощряем или пресекаем использование интуиции и логики наших детей, зависит какие взрослые вырастут в будущем.

Интуицию и логику в ребенке убивают 2 взаимодействия – игнорирование и ложь.

Как выглядит ИГНОРИРОВАНИЕ:
«Мама, ты с папой поссорилась?!» — спрашивает девочка. Она почувствовала, что между родителями что-то недоброе происходит, но не понимает, что именно.
«Нет, что ты! Все хорошо, мы с папой не ссорились» — «успокаивает» ее мама. Это игнорирование. Теперь девочка запуталась, чему верить, маминым словам или своим ощущениям, которые никак не вяжутся с тем, «у нас с папой все хорошо». Получила урок, что на интуицию нельзя полагаться, да и на мамины слова – тоже. И спрашивать у мамы про отношения с папой рискованно, это маму расстраивает.

Как мама может по-другому откликнуться? «Мама, ты с папой поссорилась?!» — «Да, было такое. Правильно ты подметила! И я сейчас расстроена. Это бывает, что люди ссорятся, а потом поговорят – и помирятся. Вот и мы с папой – поговорим, и помиримся» — Здесь мама восприняла дочь всерьез, и сняла тревогу ребенка по поводу ссоры родителей. И поддержала ее интуицию (ну права же девочка, в самом деле!).

«Мама, почему ты кричишь на бабушку, а мне говоришь, что повышать голос на старших нельзя?» Логичное, искреннее замечание девочки выводит мать из равновесия: «Ну-ка, не умничай!» Сильнейший запрет на использование девочкой логической способности, отложилось как «Не думай! Не сопоставляй! Не сравнивай!», и в дальнейшем этот запрет, скорее всего, повредит развитию логического мышления девочки и позже женщины. Анекдоты про женскую и мужскую логику слышали? Ну вот, в том числе, это про ЭТО!

Еще один вариант игнорирования — не давать принимать участие в разрешении трудной ситуации. Когда что-то не получается, некоторые взрослые злятся, обижаются, другие — ищут решение проблемы. Дети копируют модель поведения в трудной ситуации. И либо действуют как «Взрослый» — рационально решают проблему, либо включают «Ребенка» — впадают в гнев, в ступор, канючат, перекладывают на чужие плечи… Узнали свое чадо? Посмотрите на себя в зеркало! 

А вот как выглядит ЛОЖЬ:
«Мама, а я умру?»
«Нет, что ты малыш, ты – не умрешь!» — ложь.
«Ты еще мал, рассуждать на такие темы» — ложь.
«Все умирают, но обычно, когда старенькие становятся, когда уже много-много успели сделать в жизни» — правда.
«Давай поговорим об этом позже? Мне сейчас трудно об этом говорить» — правда.

Чтобы быть правдивым, родитель должен или дать ребенку информацию, в которой он нуждается, или честно объяснить, почему он не может дать ее.
«Мне трудно об этом говорить» — это не ложь.
«Ты еще слишком маленький» — ложь.
«Я боюсь, что тебе не понравится мой ответ» — не ложь.
«Я скажу тебе, когда ты будешь к этому готов» — это ложь.

Врать или говорить полуправду так же вредно для развития логических способностей детей, как и игнорировать. Дети верят тому, что говорят родители. Когда то, что им рассказывают, противоречит тому, что они знают об окружающем мире, их внутренний компьютер «зависает», и они делают о себе печальные выводы: «я глупый», «я беспомощный» и подобные.